О браслетах «Шамбала»
Я с удовольствием представляю статью Татьяны Белкиной, талантливого и удивительного дизайнера нашего времени
Каждый день в дизайн-студию салона «Мир минералов» приходит несколько человек с совершенно конкретной целью: или заказать у нас браслет «Шамбала» или купить круглые бусины самых различных самоцветов диаметром 10 или 12 мм для того, чтобы изготовить этот браслет самостоятельно.
Такое паломничество и вдохновило меня написать эту статью.
А что же такого нового можно рассказать об этих знаменитых браслетах?
И так весь Интернет полон рекламных статей с очень трогательными, но от этого не менее абстрактными описаниями таинственной страны Шамбалы, в честь которой и названы браслеты датской ювелирной фирмы «Shamballa Jewels»….. «Спокойствие, уверенность в своих силах… везение», – эта небольшая цитата прекрасно настраивает на покупку, так же как и внушительный список знаменитостей с их ореолом удачи и успешности, конечно же, не без помощи этих замечательных амулетов….Еще одна цитата из журнала «Platinum» №29/2011 – «Секрет популярности коллекций Shamballa состоит в необычном дизайне, когда ювелирам удалось сочетать в своих произведениях древние буддийские традиции и воплощение роскоши в виде бриллиантового паве и золота. Все они выполнены в стиле макраме (…здесь все-таки уместней было бы выражение «в технике макраме»…- Т.Б.) и с использованием самых высококачественных материалов. Любовь, нравственность, терпимость, гармония тела, разума и души – основные принципы дизайна украшений Shamballa.»
Как дизайнер, преподаватель художественных дисциплин и буддийский практик я не могу понять, как любовь, нравственность и терпимость могут быть принципами дизайна украшений…. Простим журналисту эту ошибку… Но этими качествами, на мой взгляд, совершенно необходимо обладать человеку, который берет на себя ответственность изготавливать подобного рода амулеты и талисманы…. Сейчас буддийские учителя на ретритах часто раздают своим ученикам защитные шнурки с узлами – их носят на запястье или на шее.
Думаю, что браслеты «Шамбала» из золота и бриллиантов, а также их многочисленные китайские копии из пластика со стразами плетут отнюдь не буддийские монахи))). И о чем именно думают эти мастера, завязывая каждый узелок, мы не узнаем никогда…
Почему же тогда два брата-датчанина дали своему детищу такое звучное, загадочное и от этого еще более привлекательное название?
Кроме техники плетения, они использовали в логотипе своей фирмы (который выгравирован также на золотых бусинах браслета) классический буддийский символ. На санскрите он называется ВАДЖРА, тибетское название его – ДОРДЖЕ. Перевод этого слова – несокрушимый как алмаз. Так что алмаз в центре символа на бусине более чем уместен!
Далее я позволю себе привести еще одну цитату, на этот раз из брошюры-каталога «Буддийская художественная культура: древняя традиция в современном мире», которая сопровождает выставочный проект «Сокровища Тибета», организованный Российской Ассоциацией буддистов школы Карма Кагью.
«В буддизме Ваджраяны (Алмазной колесницы) этот символ обозначает неразрушимость ума Будды и является главным атрибутом многих Будд, принадлежащих семейству ВАДЖРА – например, Ваджрасаттве (Алмазному Уму), Ваджрапани (Держащий Алмаз), Чакрасамваре (Высшая Радость или Высшее Блаженство) и т.д.
Символика основных деталей такова. Центральная круглая часть означает изначальное, полноценное состояние ума со всеми его качествами. Наиболее распространены ваджры с пятью спицами – одна в центре и четыре по краям ( четыре стороны света; четыре безграничности – любви, сочувствия, радости и невозмутимости; четверо врат, ведущих к Просветлению – медитаций на пустотность, несоставность, отсутствие признаков, желаний; четыре вида активностей – умиротворения, обогащения, привлечения и устранения; четыре элемента и др.) Соединяясь… пять спиц означают пять особых качеств Будда-семейств, напоминают о трансформации пяти основных мешающих чувств в пять мудростей Будды и т.д. Предпочтительный материал изготовления – золото.
Скрещенные четырехконечные ВАДЖРЫ (санскр. – вишва-ваджра, тиб.- дордже гьядам) – символ совершенной неразрушимости и спонтанной активности всех Будд. Вместе с колокольчиком ваджра образует символ целостности всех качеств, присущих пробужденному состоянию, которое превыше двойственности и разделения, – союзу мудрости и сочувствия, пространства и радости – представляя собой тело, речь и ум Будды».
Конечно же, этот символ близок каждому человеку, который, как минимум, интересуется тибетским буддизмом. Но что этот символ значит для христиан?
«А у вас продаются эти бусинки со звездочками? Мне нужны одна кругленькая большая, две маленькие и квадратная плоская» – вот и весь смысл… Надеюсь, приведенная выше цитата, что-то прояснит читателям этой статьи и всем поклонникам браслетов «Шамбала»)))
Теперь о технической стороне вопроса.
Плетут сейчас браслет многие, описаний и даже видео по изготовлению тоже вполне предостаточно… Но! Есть несколько тонкостей, которые выплыли в процессе многомесячных поисков наилучшего варианта. Ими и хочется поделиться.
Первая тонкость заключается в использовании синтетической нити для плетения. Почему? Потому что края хлопчатобумажного навощенного шнурка невозможно расплавить при закреплении узлов, к тому же он быстро теряет товарный вид при носке или даже рвется у некоторых особо активных ))) клиентов. А так как наша гарантия на работу составляет 3 месяца, то дизайнеры предпочитают не рисковать. Некоторые клиенты заказывают браслет со шнуром из искусственной кожи – тоже можно…. Лишь бы отверстия в бусинах позволяли.
А вот вторая тонкость только для изготовителей браслета. В журнале «Handmade Украшения. Актуальные бижутерные тенденции» (Издательский дом «Монпасье») один из авторов-дизайнеров Наталья Мельник предлагает вниманию читателей вступительную статью «Загадка Шамбалы» (я не буду ее комментировать принципиально), а также пошаговую инструкцию по изготовлению самого браслета. И в этой части хочется внести некоторые добавления…
Первое: к инструментам я бы добавила клей «Супермомент», тонкую иглу, которой не жалко или, как мы – отрезок пина (удобно точечно наносить клей) и, конечно, зажигалку.
Второе: лучше всего выглядят браслеты, если использовать 11 бусин диаметром 10мм или 9 бусин диаметром 12мм; можно комбинировать – 7 бусин д.12 и 2 бусины д.10. На края застежки – 2 бусины диаметром 8мм.
Третье: длина шнура для этого варианта составит не 2 м, а 2,3м.
Четвертое: если вы плетете не один браслет для себя, то лучше обзавестись деревянной планкой с двумя гвоздиками – это удобнее, чем книга, вокруг которой надо оборачивать отрезок шнура с бусинами.
Пятое: длинный отрезок шнура, которым и оплетаются бусины, не нужно крепить к шнуру с бусинами обычным узлом – это некрасиво выглядит при стыке с застежкой браслета в готовом затянутом виде. Лучше сразу плести первый узел в технике макраме. И их должно быть сначала 3, также как и в конце.
Шестое и САМОЕ ГЛАВНОЕ: Наталья предлагает, чтобы одна и та же нить шла всегда под низ. Для этого ее надо пометить узелком на конце. Так вот, после обвязывания каждой бусины нить, идущая под низ в узле, должна каждый раз меняться. То есть, если сначала нить с узлом шла под низ, то после бусины должна под низ идти нить без узла, а после следующей бусины – опять та нить, которая с узлом на конце. Это не позволит браслету спирально крутиться.
Седьмое: количество узлов между бусинами – 4! Считайте вслух )))
Восьмое: в замок браслета можно вплести посередине металлическую плоскую бусину с большим отверстием (для двух встречающихся в ней шнуров).
Девятое (и последнее): на свисающих из застежки нитях браслета сначала надо завязать узел, потом надеть бусину, а потом завязать еще один узел, проклеить его, обрезать и оплавить зажигалкой, как и все предыдущие узлы. Первый узел не позволит бусине «ездить» по нити.
Вот, собственно, и все тонкости. Конечно, вариаций на тему всегда «имеет место быть», но сначала стоит хорошо выучить тему. А после метода аналогов переходить непосредственно к прямому творчеству. Вдруг Вы придумаете что-то свое совершенно новое! И пусть это Ваше новое принесет Вам такой же результат, как и дизайнерам Меду и Майклу Корнерапам!!! Они четко знали, для какой целевой аудитории они творят! А потом была грамотная рекламная политика… Дерзайте! Удачи!!!
Коментари
Нема коментарів