Классика: АРАБЕСКИ
В продолжение темы “Классика” рассмотрим группу элементов АРАБЕСКИ (единственное число – “арабеск” от Arabesque франц. – арабский).
Арабеск – это поза, зависание. По классификации А. Я. Вагановой, русского балетного педагога , существует четыре основных вида арабесков, и эта методика, разработанная А. Вагановой, сегодня является основной в классическом балете. Арабеск может исполняться на вытянутой ноге, в plié (французский — сложенной), на полупальцах, на пуантах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать.
Четыре основных арабеска по методике Вагановой:
I арабеск — ноги в положении effacée, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.
II арабеск — ноги в положении effacée, вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута..
III арабеск — ноги в положении croisé (фр.: скрещены), соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.
IV арабеск — ноги в положении croisé, впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.
Позу можно бесконечно варьировать, что придает ей большие возможности. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути арабеска.
Арабески в восточных танцах
1. Арабеск простой
Исходное положение – стоим на полу. Ноги прямые, стопы рядышком, спинка прямая. Ручки в стороны, держим красиво, как на занятиях, чтобы не мешали процессу. Поднялись на носочки. Вот это и будет исходное положение. Теперь (стоя на носочках) поднимаем колено как можно выше к груди. Это и будет арабеск. То же самое нужно повторить с другой ногой.
Обычно арабеск комбинируется с простыми шагами. Если разложить эту связку на четыре счета, то получится следующее:
шаг пр.(1) – шаг лев.(2) – шаг пр.(3) – арабеск лев.(4) – шаг лев.(1) – шаг пр.(2) – шаг лев.(3) – арабеск пр.(4)
Где шаг пр. и шаг лев. – шаги правой и левой ногой соответственно, арабеск пр. и лев. – арабеск (зависание) правой и левой ногой. Шажки можно делать как назад, так и вперед.
2. Вариант арабеска посложнее
Стоя в том же исходном положении, правой ногой описываем сбоку круг, нога при этом от пола отрывается и вес переносится на другую ногу. Ножка при этом должна быть красиво выпрямлена, носочек оттянут.
Если мы двигамся назад, то круг правой ногой мы делаем по часовой стрелке, левой – против часовой), если вперед – то наоборот (обзовем их условно внешними кругами): левой – по часовой, правой – против(а это будут внутренние круги). В качестве образа: когда мы делаем внешние круги, мы от себя как бы что-то ножкой отгребаем, отстраняем, а когда внутренние – наоборот: сгребаем.
Можно походить с шагами, взяв а основу схему из простого арабеска. Только в данном случае мы не колено поднимаем, а описываем круги сбоку.
Нюансы: К нюансам можно отнести такие вещи, как зависания – т.е. в процессе выполнения арабеска остановить движение ножки, делая тем самым, как бы акцент, и продолжить до конца. Можно во время арабеска делать сбросы бедра и скрутки – очень эффектно. Еще я видела вариант, когда арабеск делался мягкой, полусогнутой ногой.
Коментари
Нема коментарів