Базовые элементы восточного танца
Танец — единственный вид
искусства, в котором мы сами
являемся инструментом.
(Рахель Фарнхаген)
Когда я впервые увидела восточный танец, я не поняла, почему его называют еще «танец живота», ведь основную работу производят бедра, совершая движения различного характера и направления. У танцовщицы танцует все тело, причем различные его части работают в разных плоскостях, изолированно друг от друга. Такой изоляции можно добиться, приложив определенные усилия. Это реально.
К движениям бедер относятся:
• Скольжения вверх и вниз (в простонародии “Волна”).
• Восьмерки горизонтальные (вперед и назад) и вертикальные (вверх и вниз).
• Скручивания. Бедра поворачиваются максимально вправо и влево вокруг оси корпуса; плечи и колени при этом неподвижны.
К движениям грудной клеткой относятся:
• Скольжения вверх и вниз (в простонародии “Волна”).
• Круговые движения в разных плоскостях (вертикальный и горизонтальный круги). Движение совершается при свободных плечах работой ребер и лопаток.
• Восьмерки. Так же, как и бедрами, грудной клеткой вырисовывается цифра 8. «Восьмерки» могут быть наружными или внутренними, в зависимости от направления движения.
• Дуги. Грудная клетка вырисовывает половину круга в прямом или обратном направлении.
• Скрутки. Изолированное движение грудной клеткой, при котором грудь поворачивается в стороны вокруг оси корпуса.
Удары, сбросы, тряски и замки:
Удар — это резкое движение с максимальной амплитудой. Мышцы при выполнении удара напряжены. Сброс следует после удара, и мышцы при этом расслабляются. Удары в сочетании со сбросами используются, в основном, при движениях бедрами.
Замок – это удар, имеющий внутреннюю направленность, это резкий зажим мышцы, нет такой сильной амплитуды, как у удара.
Тряска (дрожь) – потряхивающие движения, выполняемые с очень большой скоростью и маленькой амплитудой. Существуют коленные и пяточные тряски, а также тряски-качалки и так называемый “бисер” (разновидность тряски на зажатых мышцах, когда тело неподвижно, и его как бы охватила дрожь). По направлениям движения любой удар можно превратить в тряску. Тряски являются неотъемлемым элементом танца живота и исполняются под аккомпанемент ударного инструмента. Особым видом движений в восточных танцах являются удары диафрагмой.
Разучив основные элементы, вы сможете составлять комбинации движений, называемые связками, выстраивать свой собственный рисунок танца, используя следующие приемы: многослойное построение движения, смена вертикального уровня при выполнении движения, смена ориентации корпуса по разным диагоналям, смена направлений движения и наложение движений на шаг.
Со временем вы научитесь импровизировать и выбирать в танце такие движения, в которых ваше тело будет выглядеть наиболее выигрышно. И не забывайте, что танец живота — это не просто механическое повторение одних и тех же заученных движений, пусть и при безупречной технике. Это игра вашего воображения, полет мечты, который должен захватить и вашего зрителя.
Понятия, без которых не обходится ни один танец — это ритм, такт, темп и определенные позиции ног и рук.
Ритм — это музыкальный пульс танца. Чувство ритма для танца живота особенно важно.
Любое музыкальное произведение строится из музыкальных фраз, каждая из которых состоит из тактов. Считая «и раз, и два, и три, и четыре», мы воспроизводим музыкальную фразу из четырех тактов. Первое «и» в начале музыкальной фразы называется затактом, на который нужно встать в исходное положение. Остальные «и» в середине нашего счета называются слабыми долями. Чтобы попадать в ритм, движение должно приходиться на сильную долю, то есть на счет «раз», «два» и т. д. Если вы только начинаете танцевать, помогайте себе счетом или хлопками в ладони. Таким образом вы быстрее разовьете чувство ритма.
Танец живота, как и любой другой, можно станцевать в медленном, среднем или быстром темпе.
В классической хореографии существует шесть позиций ног, но в танце живота используется только одна — шестая, когда стопы располагаются параллельно друг другу. Нога, на которой мы стоим, называется опорной. Нога, которой исполняется движение, называется рабочей ногой.
Стоя в шестой позиции, оторвите пятки от пола — вы встанете на так называемые «низкие полупальцы». Приподнимите пятки еще выше и перенесите вес тела на пальцы ног — это «высокие полупальцы». Исполнение движений на полупальцах, особенно если вы танцуете босиком, делает танец более изящным и грациозным, придает шагам легкость и воздушность.
Движений рук в восточном танце очень много. Руки много «говорят» в танце живота, их движения могут передать самые разные эмоции. Например, обводя рукой овал лица, вы как бы говорите: «посмотри, какая я красивая, какие у меня волосы!»
Не забывайте о значении взгляда в танце живота. Глаза и улыбка — отдельное украшение восточного танца. В зависимости от характера танца вы можете танцевать с озорной улыбкой или со взглядом «с поволокой». Главное, чтобы ваши глаза не были пустыми! Взгляд особенно важен для начинающей танцовщицы, когда бегающий взгляд может выдать неуверенность ваших движений. Если вы танцуете для одного человека, смотрите прямо на него. Если выступаете в большом зале, направляйте взгляд в сторону последнего ряда. Тогда создается впечатление, что вы танцуете для всего зала.
Коментари
Нема коментарів